Мужское бесплодие, как следствие запущенного «варикоцеле».

Проблема репродуктивного здоровья с каждым днем в России становиться все актуальнее, в связи со снижением рождаемости и растворения в социуме понятия «институт семьи». Учитывая бурное развитие научно технического прогресса многие «будущие родители», зачастую преклонного возраста, добившись «нужного статуса» в обществе собираются «завести детей» — так сказать «под ключ», порою забывая о возможностях и способностях своего организма, наивно пологая, что в настоящее время можно приобрести не только здорового , но и умного ребенка с неплохим генетическим набором. Конечно, врачам, занимающимся репродуктологией — это импонирует, и они, даже осознавая возможные медицинские проблемы будущих родителей, подаваясь уговорам с радостью берутся за дело и зачастую ритм всего многоступенчатого процесса задает один специалист, чаще репродуктолог. Однако следует отметить, что проблема бесплодия занимает особое место, и является многофакторной проблемой, решить которую под силу только сплоченной командой из репродуктологов, эмбриологов, гинекологов, и урологов, а также смежных высокопрофессиональных специалистов ультразвуковой диагностики, эндокринологов, гематологов. Бесплодие в браке – наиболее сложная задача, так как для ее решения нужно удостовериться в фертильности обоих супругов, то есть двух отдельно функционирующих систем, живущих по своим законам, со своим генетическим набором и очень часто со своими «мужскими и женскими проблемами», о которых не всегда хочется говорить с врачами.

Учитывая вышеизложенное мне, как урологу, занимающемуся андрологией, хочется остановится на мужском факторе бесплодия, который по последним литературным данным занимает около 40-45%, и данное процентное соотношение обосновано ретроспективным анализом проведенных протоколов ВРТ. Часто при неудачных попытках мужчины сталкиваются с термином «идиопатическая форма бесплодия» и опускают руки. На самом деле постановка данного диагноза не всегда правомощна, и очень часто устанавливается по одному рутинному исследованию, не всегда адекватно интерпретированному лечащим врачом.

В связи с этим стоит рассмотреть наиболее частую причину мужского бесплодия, которая легко диагностируются урологами, но в последствии не получает правильного лечения, что обусловлено множественными мнениями, рекомендациями, примерами из жизни, личным опытом врача и отсутствием единой тактики ведения данной категории пациентов — и такой проблемой является — варикозное расширение вен семенного канатика.

Как известно, при варикоцеле на фоне повышенной температуры в яичках может нарушаться их работа, в результате чего повреждаются сперматозоиды, что обусловливает развитие мужского бесплодия. В среднем у 40% мужчин, страдающих бесплодием, обнаруживается данная патология. Если же говорить отдельно о так называемом вторичном бесплодии сильной половины человечества, наступившем уже после того, как от мужчины беременели женщины, варикоцеле будет иметь место в 80% случаев.

Поистине, «притча во языцах» варикоцеле в детской хирургии и урологии-андрологии. При более, чем 220 летней истории изучения этого заболевания в настоящее время не смолкают баталии на полях научных сражений. Как всегда, в результате такого положения дел формируется подход «кто в лес, кто по дрова» или «каждый кулик свое болото хвалит», или «кто во что горазд». На самом деле, методы лечения варикоцеле развивались достаточно давно, но всегда в большей степени склонялись к хирургической тактике.

Варикоцеле – проблема не столько косметическая, сколько репродуктивная. Это связано с тем, что эта патология является одной из ведущих причин мужского бесплодия. При варикоцеле отмечается нарушение кровоснабжения яичка, что сопровождается его атрофией, а, следовательно, и угасанием его функций. Основные задачи диагностики, как правило, складываются из поставленных задач перед врачом и возрастом пациента. Где лейтмотивом ситуации является фертильность, варикоцеле часто приводит к нарушению подвижности сперматозоидов, снижению функций яичка и сопровождается высокой частотой бесплодия или ранним «мужским климаксом».

Наиболее доступный скриннинговый метод в руках специалиста: УЗИ органов мошонки в В-режиме с энергетической допплерографией, для оценки состояния тканей и степени кровотока в комплексе с показателями спермограммы позволяет диагностировать не только степень варикоцеле, но и является прогностическим критерием диагностики первичного бесплодия. Что позволяет применить наиболее точную тактику лечения или полностью изменить лечебный процесс, поставить точный диагноз и выбрать адекватную тактику лечения. Большинство урологов, при выявлении варикоцеле в поликлиниках, пациентов направляют для оперативного лечения в стационар или если есть возможность — их оперируют амбулаторно. При этом чаще всего больные не имеют ни спермограммы, ни нормального УЗИ. Чаще всего факт наличия варикоцеле является причиной операции и уролог имеет свои интересы.

В коммерческих медицинских учреждениях при наличие операционной – выявление варикоцеле является «удачной находкой» и пациента все способами склоняют к операции. Методика операции — личный опыт, «рукастость» врача, оснащённость операционной и «финансовая заинтересованность клиники». На сегодняшний день — каждая методика имеет свои определённые показания и требования к выполнению. Это прежде всего обусловлено задачей, решением которой является не только разрешения данной проблемы, но и отделённые результаты проводимой терапии.

Вторым аргументом является цена операции, а микрохирургическое лечение (операция Маармара, которая на сегодняшний день является «золотым стандартом» в лечении варикоцеле с целью снижения инфертильности и улучшения показателей спермограммы), требует дорогостоящего оборудования, которое не всегда есть в урологических стационарах, где чаще всего предлагается Операция Иванисевичева, или в наилучшем случае лапароскопическая варикоцелэктомия. Цена на операцию Маармара в Москве от 4500-до 120000, в свою очередь остальные виды оперативных пособий могут колеблется от «спасибо» до 50000 руб. Наиболее интересная и непредсказуемая ситуация в клиниках репродукции где основной аргумент – вариант 50% на 50%, когда пациенты начинают сравнивать результаты операции и беременности у знакомых супружеских пар.

В заключении хочется привести международные данные последнего конгресса ЕАУ (Европейской ассоциации урологов), которые регламентируют работу урологов и таким образом подтверждают, что варикоцеле у мужчин, начиная с подросткового возраста, ассоциировано с прогрессирующим поражением яичек и в последствии снижении фертильности. Также следует отметить , что существует риск «перелечивания пациента», несмотря на эффективность лечения. Следует помнить, что лечение может быть эффективным у мужчин, с идиопатической формой бесплодия, в отношении чего проводятся рандомезированное клинические наблюдения в настоящее время.

Учитывая вышеизложенное следует отметить, что в случае лечения различных форм бесплодия у мужчин в протоколах ВРТ, диагностика и лечение варикоцеле занимает немаловажную роль и требует не только визуального осмотра уролога, но и коллегиальное решение репродуктолога, эмбриолога с целью своевременного достижения улучшения качества и показателей спермаграммы в планируемом эмбриотрафике.